Объединение науки, сообщества и лидерства: Профессор Шэрон Левин об AIDS2024

Доктор Шэрон Левин, Президент Международного общества борьбы со СПИДом: «Цель AIDS 2024 — объединить науку, cообщество и лидеров со всего мира». Эксклюзивное интервью для «VirusOFF»

25-я Международная конференция по СПИДу в самом разгаре. Активисты, ученые, журналисты и лидеры мнений со всего мира собрались в Мюнхене, чтобы понять, как можно остановить эпидемию ВИЧ.
Директор Института инфекций и иммунитета имени Питера Доэрти в Мельбурне, Президент Международного общества по СПИДом (IAS), врач-инфекционист, обладательница ученой степени — профессор Шэрон Левин работает в области клинической медицины и исследований, связанных с ВИЧ, более 25 лет. Она — тот самый идеальный герой, который точно может ответить на вопрос, почему люди должны быть на первом месте. Елена Держанская поговорила с профессором специально для VirusOFF.

Профессор Шэрон, спасибо за то, что согласились поговорить с нами. Первый вопрос конечно же будет о Международной конференции по СПИДу AIDS 2024. В чем ее главное отличие от всех предыдущих подобных мероприятий?

Прежде всего это первая конференция по СПИДу, которая физически проходит с тех пор, как мы пережили пандемию коронавируса. Последняя конференция проходила в Монреале в 2022 году, и тогда мы все еще ощущали отголоски коронавируса. Во-вторых, несмотря на то, что эта конференция проходит в Мюнхене, ее основной акцент — Восточная Европа и Центральная Азия.

В этот раз у нас три сопредседателя: я в роли международного сопредседателя в Мюнхене, Кристоф Спиннер в роли местного сопредседателя и Андрей Клепиков, региональный сопредседатель, представляющий Восточную Европу и Центральную Азию. Основной целью подобных международных конференций является объединение науки, сообщества и лидеров мнений. Когда нам это удается, тогда получается наивысший результат.

По вашему мнению, почему именно в регионе Восточной Европы и Центральной Азии необходимы срочные меры в отношении эпидемии ВИЧ?

Есть много опасений по поводу того, что происходит в этой части мира. Это один из немногих регионов, в котором растет число новых случаев ВИЧ-инфекции, и где наблюдается один из самых низких показателей обращения за лечением. Мы все знаем, что антиретровирусное лечение оказывает очень большое влияние на организм человека.

Люди, живущие с ВИЧ, которые принимают противовирусные препараты, могут достаточно долго и качественно жить, при этом не передавая вирус. А люди, которые подвергаются повышенному риску заражения ВИЧ и принимают противовирусные препараты, могут оставаться здоровыми.

Если вы посмотрите на уровень обращения за лечением в этой части мира, то поймете, что только 50% взрослых, живущих с ВИЧ, получают лечение, в то время как во всем мире этот показатель составляет 78%. Например, в Австралии, откуда я родом, этот показатель составляет целых 95%. Далее, если вы хотите предотвратить новые случаи инфицирования, вам необходимо донести правильную информацию до людей, подвергающихся риску.

Разумеется, в случае, если в вашей стране криминализации подвергаются люди, употребляющие наркотики, работницы коммерческого секса, представители ЛГБТ-сообщества или трансгендерные люди, тогда ничего из этого не выйдет и все ваши усилия впустую. Как видите, дело не только в деньгах. Речь идет, прежде всего, о политической воле.

Согласно новому отчету ЮНЭЙДС, во всем мире в 2023 году число новых случаев ВИЧ-инфекции снизилось примерно на 39% по сравнению с 2010 годом. Если в мире ситуация не такая уж и плохая, тогда зачем нам так сильно переживать?

Разумеется, эта статистика обнадеживает и прогресс в снижении числа новых случаев ВИЧ-инфекции, безусловно, есть. Эта цифра является  результатом и следствием огромных усилий со стороны мировых лидеров, сообществ и научных достижений. Но это усредненный показатель, так сказать средняя температура по больнице. Нужно учитывать тот факт, что в некоторых частях мира наблюдается рост, а в других — снижение.

На региональном уровне происходит следующее:  существуют два региона, которые нас больше всего беспокоят. Это Восточная Европа и Центральная Азия, а также Ближний Восток и Северная Африка, потому что именно в этих двух регионах мы наблюдаем рост новых случаев ВИЧ-инфекции и снижение использования противовирусных препаратов, как в качестве лечения, так и в качестве профилактики.

Поскольку нам выдалась честь поговорить с одним из самых известных врачей-инфекционистов, не могу не спросить — как насчет лекарства и вакцины от ВИЧ, можем ли мы ожидать, что в 21 веке они наконец-то появятся?

В этом вопросе я оптимист! Я не знаю, когда именно, но лекарство однозначно будет найдено. Во-первых, мы знаем что излечение возможно. Во время Конференции по СПИДу AIDS 2024 мы познакомимся с пациентом, который стал седьмым по счету человеком в мире, который излечился от ВИЧ после трансплантации костного мозга. Разумеется, трансплантация костного мозга — не самый легкий и дешевый вариант для, людей, живущих с ВИЧ, которые хотят окончательно выздороветь. Но это возможно с научной точки зрения и нам известны такие случаи.

Вторая причина моего оптимизма заключается в том, что мы знаем, что некоторые люди могут естественным образом контролировать ВИЧ с помощью своей иммунной системы. Это происходит крайне редко. Но это возможно менее чем у 1% людей. И сейчас мы наблюдаем за результатами клинических испытаний различных методов стимуляции иммунной системы. Около 1/3 участников этих исследований могут контролировать вирус, если прекращают прием противовирусных препаратов.

Нам предстоит еще многое пройти, чтобы понять, почему так происходит. Но повторюсь — это положительная тенденция. Но сегодня мы еще слишком далеки то дешевого, масштабируемого лекарства от ВИЧ, доступного каждому во всем мире. Разумеется, я уверена, что мы добьемся этого благодаря исследованиям ученых и воле сообщества. Ведь мы уже сделали множество важных достижений, о которых раньше даже и представить не могли.

Что касается вакцины, ее задача совершенно иная. Вакцина предназначена для предотвращения заражения человека, и это сложно с научной точки зрения. Однако сегодня у нас есть достаточно эффективная альтернатива вакцине. 

На конференции  AIDS 2024 мы услышим о клинических испытаниях «ленакапавира» — инъекционного препарата, который можно вводить пациенту каждые шесть месяцев. Во время клинических испытаний среди женщин в Африке, которым вводили эту инъекцию, ни одна из них не заразилась вирусом. По сравнению с группой, получавшей доконтактную профилактику, где среди 2000 женщин, было зарегистрировано 16 случаев заражения. Данный препарат может стать хорошей альтернативой вакцине от ВИЧ. Разумеется, классическая прививка дешевле, чем лекарство. Но мы рады, что сегодня у нас есть альтернатива. Это вдохновляет нас работать и находить новые подходы.

И последний вопрос: по вашему мнению, почему люди должны быть на первом месте в борьбе с эпидемией ВИЧ?

Потому что у нас есть качественные инструменты, чтобы положить конец вирусу иммунодефицита, как угрозе общественному здравоохранению. Нам осталось лишь внедрить эти инструменты. А для этого именно люди должны быть в центре внимания. Мы же в свою очередь должны гарантировать, что абсолютно все предоставляется — качественное лечение и профилактические меры.

Люди, живущие и затронутые  ВИЧ — важное звено в борьбе с эпидемией. И пока именно они не будут на первом месте, у нас ничего не получится. #PutPeopleFirst

Елена Держанская

Photo Credit: www.doherty.edu.au, VirusOFF

Узнайте больше о Восточной Европе и Центральной Азии на AIDS 2024aids2024.virusoff.info – или на главной: VirusOFF.info
Следите за нашими социальными сетями, чтобы не пропустить обновления: 
Instagram – Virus off 
Facebook – Virus Off 

Прокрутить вверх